На главную сайта

Повести, романы, рассказыКниги на русском языкеКниги на иностранных языкахПьесы и фильмыИз публицистики
КНИГИ ПОЧТОЙНаграды, звания, энциклопедииФотографииТатьяна АЛЕКСИНА
Отзывы и автографы

ОБ АНАТОЛИИ АЛЕКСИНЕ И ЕГО КНИГАХ


См. также: ОБ АНАТОЛИИ АЛЕКСИНЕ И ЕГО КНИГАХ

Ася Тепловодская, Филолог, журналист, член СП.

Откуда есть пошла «образованщина»

Как иной раз хочется сказать умным людям: что же вы, дураки, делаете?
Мих.Зощенко.

Для литературы нет цели более высокой, чем воспламенять в человеке такую радость, которая избавляет все его существо, как от нечистых шлаков, от всякого принижающего гнета повседневной жизни и возвышает его так, что он гордо и радостно поднимает голову. В своей новой повести «Шаги»** выдающийся русский писатель современности Анатолий Алексин подставляет зеркало природе человека и показывает добродетели ее собственные черты, пороку - его собственный облик, нашему веку - отпечаток его формы. Взор мастера проникает в самую сокровенную глубь человеческой природы и господствует над всеми ее проявлениями, воспринимая ее своим умом и, как в призме, преломляя. Писатель достигает многообразных целей, открывая читателю двойной горизонт, освещая одновременно внутренний и внешний облик людей: внешний с помощью диалогов и действий, внутренний - путем монологов и реплик в сторону, словом, сочетая драму жизни и драму совести. Он выбирает характерное, накладывая то там, то здесь кричащие мазки на общий фон.
Люди стараются идти во след мнениям и обычаям наших дней. Повесть «Шаги» показала, что, идя по пути слепого, механического подражания, легко впасть в карикатуру. Болезнь «модничанья» становится общественно опасной, если внешняя,
«вещная» сторона жизни превалирует над внутренней, духовной, и человек оказывается под влиянием потребительской психологии.
Пеняйте на себя, что хотя в разных книгах Анатолия Алексина эти мысли вы и встречали, но в расчет их не брали и продолжали мыслить так, будто их никто никогда не высказывал. А теперь вас заставили их заметить. Оглянись во гневе***, читатель.
... Печальная весть о кончине родителя - директора школы - сразила сына-старшеклассника; время не заживляло раны мамы-учительницы. Между тем сын становится студентом физико-математического факультета университета. Почти одновременно с этим мама студента «приобретает» невестку Лиану. В скромную интеллигентную семью неожиданно агрессивно вторгаются манеры, поведение, вкусы, взгляды, присущие снобу, старающемуся строго следовать модам богача-выскочки. Родился сын, которого Лиана нарекла Гераклом, именем наделенного необычайной силой героя греческой мифологии. Растить сына Лиана решила самолично. Муж и мама-учительница оказались посторонними. Их бытовой уклад, склонности, этическая направленность ума, духовный склад оказались чуждыми Лиане. Автор придает проступающей сквозь корку отверстия лаве форму литературного персонажа. Острый, но трезвый его глаз извлекает из всех «мелочей» те, что создают образ, убеждающий в том, что повествователь стремится быть верным оригиналу. Так появились натуральные цвета Лианы и других персонажей. Здесь ничего не упущено, вплоть до походки и выражения лица. Не устаешь удивляться тому, как правдиво художник, умеющий чувствовать, видеть и верно передавать свои впечатления, воскрешает для нас и внешний облик, и внутреннюю сущность наших знакомых незнакомцев. А.Алексин открыл нам, каким поразительно интимным может быть искусство. Автор выставляет и всячески поворачивает для нашего обозрения мысли и чувства, стремясь вдохнуть в каждого персонажа индивидуальную жизнь. Это усиливает и обогащает процесс этической оценки стилей жизни.
...Четыре человека и четыре комнаты. Есть еще полуподвал, определенный отныне для мамы. Всего семнадцать ступенек в ее подземную келью. Лиана расшатывает сложившуюся жизненную и житейскую философию семьи. Всем своим поведением она старается осушить источник прекрасных человеческих побуждений и поступков, благородных чувств - всего, что возвышает человека; исполняет всё, что задумывает. Это чудище стозевно.
Отчаяние живет в глубине души героев, в то время как гордость сама требует его скрывать. Сын не пойдет по стопам деда и отца. Он станет главой мощной бизнесменской фирмы! И впрямь, Геракл «прямо из студенческой аудитории ринулся в аудиторию бизнесменовскую».
Умирает обитательница полуподвала. На похоронах бабушки внук отсутствует. Появляются новые слова: «евроремонт», «современная вилла за городом». Понятия «сочувствие», «великодушие», «скромность», «искренность» воспринимаются как надоевшие анахронизмы, а этическое сознание как вредный предрассудок. Низкий порог социальной боли, нравственная недоразвитость набирают внутреннюю энергию. Со сменой поколений интеллигенция вырождается в интеллигентщину, в «образованщину» (дефиниция А.И.Солженицына), присущую новому техногенному постиндустриальному обществу. Надвигающийся мир безрадостный и беспощадный, словно в насмешку над отцами и дедами.
Повесть «Шаги» воссоздает реальность событий, особенно реальность нравов и характеров. Формируется новый менталитет как стиль жизни; возникает явление, которое по-французски окрещено емким словом нувориш (nouvean riche - новый богач, богач-выскочка). Жадное воображение собственника рисует картины обывательского счастья. Неокрепшую душу волнует зрелище «Бизнесменской фирмы «Геракл» по новейшим спортивным снарядам» - аналога фольклорного выражения «скоробогач». Теперь твоя душенька довольна, Геракл, в просторечии Гера?
Наблюдения за ходом, открытиями и результатами поисков мысли автора освещают путь нашего разума. О temporal О mores! О времена, о нравы! Все это достойно слез и смеха. В центре повествования конфликт моральный. Выбор между сталкивающимися моральными ценностями в пользу одной из них и через разрешение противоречия ведет к реализации нравственной цели. По сути это столкновение между различными уровнями развития нравственного сознания. Конформист не вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективно обусловленных задач, а приглаживается к тем стандартам и канонам поведения и сознания, которые обладают наибольшей силой давления на него, т.е. навязываются ему явно.
В повести «Шаги» показано, что в этике конформизм равносилен отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от собственного выбора, следовательно, отказу от себя как личности. Нравственная безответственность конформистов в «Шагах» проявляется и в догматическом следовании стандарту действия или стандарту мысли, и в ориентации на диктат моды, модных стандартов. Происходит массовое психическое заражение потребительской психологией, когда «вещная» сторона жизни превалирует над внутренней, духовной. Атрофия духовности ведет к распаду личности. Провоцирующие образцы и идолы втягивают личность в изматывающую борьбу за «успех». Повесть «Шаги» сознательно противостоит «вещепоклонничеству».
«Краткая повесть» - так обозначил автор жанр «Шагов». Художественный лаконизм и впрямь является ее характерной чертой. Композиции повести свойственна конструктивная стройность и точность. Она соответствует логике развития основной темы - каждая часть представляет собой своего рода узловой пункт в развитии конфликта. Повесть достойна пристального внимания сегодняшнего читателя.
Анатолий Алексин - фигура, впечатляющая своей масштабностью и самобытностью: он синтезировал гуманистическую мысль русской литературы и гуманистическую мысль мировой литературы. Он рассматривает задачу нравственного воспитания людей в качестве основной общественной функции литературного творчества. Повесть «Шаги» соответствует этому требованию. Она представляет собой эстетический документ, имеющий бесспорное влияние на дальнейшее развитие израильской русской литературы.

 


 

вверх

 

© Тексты и вся информация на сайте: Анатолий и Татьяна Алексины

© Дизайн, продвижение
и техподдержка сайта
Михаил Польский

Баннеры для обмена:

Писатель Анатолий Алексин и Татьяна Алексина. Официальный сайт.   
Писатель Анатолий Алексин и Татьяна Алексина. Официальный сайт.
С предложениями по обмену обращаться: mich.polsky@gmail.com

ДРУЗЬЯ:

Писатель Александр Каневский. Официальный сайт.  



Дом Януша Корчака в Иерусалиме. Студия наивного творчества «Корчак»