ПРЕЗЕНТАЦИИ КНИГ
Ниже копия страницы сайта "Дом Януша Корчака
в Иерусалиме"
с репортажем о презентации книги "Неужели это было?..." в иерусалимской Русской
библиотеке. Оригинал
здесь.
См. также:
|
На
презентации книги мемуаров
Татьяны Алексиной
"НЕУЖЕЛИ ЭТО БЫЛО?"
в иерусалимкой Русской библиотеке |
11
февраля 2007 г. в
Иерусалимском Русской библиотеке состоялась
презентация книги мемуаров Татьяны Алексиной "НЕУЖЕЛИ ЭТО БЫЛО?"
Презентация прошла с огромной теплотой при полном зале. Открыла этот
вечер поэтесса, издатель Зинаида Палванова. Вела
его писательница Дина Рубина. Спешу донести до посетителей сайта
фотографии с места события, а также рассказ Анатолия Алексина о Татьяне
Алексеевне. Имеется
аудиозапись всего вечера (скачать
файлы:
1,
2.).
Буду рад
любым впечатлениям, замечаниям, фотографиям, подписям под фотографиями,
которые можно прислать прямо через эту почтовую форму (все поля
обязательны):
Свои фотографии
шлите на адрес:
mich.polsky@gmail.com |
"УЖЕЛЬ ТА САМАЯ ТАТЬЯНА?.."
Это
единственная глава моих воспоминаний, жанр которой не определен.
Написать "Из блокнота" не могу, потому что вернее было бы написать: "Из
души". Обозначить главу словами "С голоса"? Надо было бы уточнить: "С
голоса сердца".
"Тоже из жизни"? Вновь неточно. Потому что не просто "из жизни", а из
самых значительных и прекрасных ее лет. Эти годы я не "перелистываю", а
погружаюсь в каждую их строку. В воспоминаниях моих Татьяна не может
быть с р е -д и других, я не могу писать о ней в том же жанровом стиле,
в той же форме, как о других и о другом. Войдя в жизнь мою, она
преобразила весь ее внешний и внутренний облик, а войдя в книгу об этой
жизни, изменила форму и стиль: жена никогда не была для меня ни
обычностью, ни чьим-то повторением. И останется таинственной и
счастливой неповторимостью до последнего моего мига...
"Счастливой" - сказал я. И не оговорился. Хоть классик, в какой уж раз
вспомню, утверждал: "На свете счастья нет..." В этом единственном (для
меня!) случае позволю себе дерзость оспорить гения: счастье на свете
все-таки есть. Или, напротив, моя ситуация лишь исключение, которое
подтверждает "правило". Счастье не пригрезилось мне, а и по сию пору
посещает меня наяву. Посещает... Поскольку постоянно пребывать в
объятиях счастья нельзя, невозможно, -- оно перестанет быть потрясением.
Счастье не может быть окрашено в будничные тона. Его цвет трудно
определить, он не имеет названия. Так, может быть, написать в
подзаголовке "Признание в любви"? Но это и признание в любви, и
признание в благодарности. И преклонение... Нет, не найти жанра. Пусть
остается только -- "Ужель та самая Татьяна?" Тут уж сомнений нет: та, та...
Та самая! >>> |
Зинаида Палванова открывает
вечер |
"Любимый!
Я верю, что ты еще много доброго скажешь людям... Твоя Таня". Для
писателя "сказать" - значит, сделать. В этих строках Таниного письма все
самое для меня бесценное: и "любимый", и "верю", и "твоя" ... Эти слова
(или высшие для меня дарения!) вот уже почти тридцать лет, не покидая
меня, не разлучают и с томительным, тревожным стремлением
соответствовать тому, что жена от меня ждет, что хочет во мне видеть.
Это - - главный двигатель и внутреннего одухотворения (да простится
громкое слово!), а, может, и "внутреннего сгорания". Но сгорая и
возрождаясь "для слез, для жизни, для любви", только и смеет
существовать писатель.
Моря, океаны... Они неотделимы от моего душевного состояния не потому,
что необъятны, безбрежны, а и потому, что загадочно определяют "место
действия" моего счастья (тут уж да извинятся мне слова приземленные, но
океаны и моря не просто соприкасаются с землей, но вечно прибиваются к
ней и ее омывают).
Черное море, которое всегда было для меня светлым... Атлантический океан
и Тихий... Средиземное море, Красное, Мертвое (хотя и живое, целительное)
... Они стали свидетелями самых незабываемых в моей жизни событий.
Вот мы с Таней — на берегу моря Черного... За нами -гостиница с чересчур
роскошным, но и символичным именем "Жемчужина" (она стала для нас и
написанных там повестей, новелл, пьес моих, в самом деле, жемчужно
драгоценной). Гостиница та возникала, подымалась, достигала своего
четырнадцатого этажа, как говорится, у нас на глазах. Частая обитель
наша потом и была на том, четырнадцатом, где оживали, разворачивались
застолья, веселья... И еще таилось, тоже оживало, звучало то самое
заветное, что слышали, ощущали мы двое и что останется только нашим.
А на берегу мы с Таней трудились. "Что люди? Что их жизнь и труд? Они
прошли, они пройдут..." Тот наш труд -и ему вряд ли суждено бессмертие!
-- все же, если для меня и пройдет, уйдет, так только вместе со мной.
А при моей жизни душа и вся суть моя не бросят его, не покинут... Не
предадут. И забвению — тоже. >>> |
Татьяна Алексина и Дина
Рубина. |
Таня
вязала (как все, за что она берется, делала и это художественно, с
безупречным вкусом), а я сочинял... И каждый абзац, каждую строку читал
Тане. И почти каждый абзац ей поначалу не нравился. А я, поскольку
мечтал (болезненно мечтал!) ей во всем нравиться, каждую строчку
переписывал, переделывал, переиначивал. И снова читал, стараясь
актерскими ужимками улучшить свой текст. "Читай нормально!" — прерывала
Таня, которую сбить с толку нельзя ни в чем. Я снова правил и снова
читал, но "нормально" ... Позже — гораздо позже! я осознавал, что это
необходимо было не только моей страсти, но и моим повестям, новеллам и
пьесам... Так было не только возле Черного моря, но и на берегах Волги,
и под ласковое шептание или под гневный, бушующий говор других
морей-океанов. Вновь напомню себе самому: двадцать одна моя повесть была
напечатана в "Юности" с ее тиражом, перешагнувшим за три миллиона,
десять пьес шли по всей стране (более чем в двухстах театрах), рассказы,
повести публиковались и в других "толстых" и "тонких" журналах, газетах.
А двести книг на разных языках? Я не даю оценку своим вещам (ни в коем
случае!), а как бы подвожу итог: почти все это было написано на тех
морских и речных берегах. И рядом неизменно была Татьяна... И ни одна
глава, ни один абзац, ни одна сцена не миновали ее эстетического
фильтра, который был и остается поныне жестко взыскательным, справедливо
придирчивым, а потому — и беспредельно добрым ко мне. К тому, во имя
чего я живу... Впрочем, каждое мое дело неизменно было и делом Татьяны.
Все лучшее, что я написал (если, разумеется, есть такое!), обязано и ее
советам, и ее, не устану твердить, заботливой бескомпромиссности.
"Если моя жена все умеет, зачем и мне уметь то же самое?" - так, похоже,
иногда рассуждаю я. И, в результате, не научился владеть не только
современным компьютером, но и допотопной пишущей машинкой. Тем более,
что Константин Георгиевич Паустовский мне внушал: "Писатель не должен
печатать — он обязан писать. Пером... Лучше всего гусиным! Но так как
гусиных перьев, увы, уже нет, то хотя бы пером металлическим. Возникает
естественное "сопротивление материала". Как бы сказать, бумажный
"сопромат": фразы медленнее рождаются, а голова их лучше обдумывает".
>>> |
В зрительном зале |
Одним
словом, я пишу шариковой ручкой, чутко вслушиваясь при этом в мудрые
советы и коррективы жены. Затем я диктую, а Таня печатает на компьютере.
Она, конечно, умеет... Но вдруг останавливается:
- Этого я печатать не буду.
- Почему?
- Потому что это никуда не годится. К тому же, в сюжете выпирает
бессмыслица.
Но ведь раньше... ты одобряла?
- Что поделаешь, не доглядела. А теперь вижу и слышу, что получилась
несуразица. И печатать не буду... пока ты от нее не избавишься.
Я усердно избавляюсь.
- Кстати, еще... Такая фраза у тебя была уже.
- Где?
Таня помнит все, что я сотворил, гораздо точней, чем я сам. Она
напоминает забывчивом автору, из какой повести тот повтор.
Спасибо, жена, за твою непримиримость! И за твои умения...
Представляешь, что было бы, если б я умел печатать сам!
Сколько достойнейших и редчайших кровей перемешалось в Татьяне: и
русская дворянская кровь древнего рода Елчани-новых (польские шляхтичи
пришли на службу ко двору Василия Темного), и еврейская кровь немецкого
банкирского дома Фейнбергов, который подарил русской земле талант отца
Та-ниного, растоптанный сталинским режимом... Такие гены не могли не
создать Таню личностью. И вот подхожу к самому главному, что хотел
сказать в этой главе... Ни разу в жизни не довелось мне встречать такого
единения женской обворожительности (к сожалению, это замечаю не я один!)
и какой-то почти всеохватывающей одаренности. Это и определяет ту
личность, что являет собою моя жена. И самые дорогие, близкие мне
героини моих рассказов, повестей, пьес и фильмов как бы вобрали в себя
ее достоинства. "Почему у вас женщины столь часто лучше мужчин?" -
спрашивают читатели. — Взять, к примеру, "Безумную Евдокию", или
трилогию "В тылу как в тылу", или повести про Алика Деткина, или
"Позднего ребенка", "Действующих лиц и исполнителей", "Чехарду", романы
"Сага о Певзнерах" и "Смертный грех", или новеллы московского и
тель-авивского циклов... Женщины почти везде лучше!"
>>> |
Татьяна Алексина |
Дина Рубина |
Не везде,
конечно. Но если их прообраз - Татьяна или если в женщинах хотя бы
проглядываются ее черты, то, безусловно, лучше!
Уже улавливаю за спиной и другое: "В своих воспоминаниях вы ни о ком не
пишете с такой восторженностью, как о жене. Ни об ученых, ни о поэтах...
Это что, по родственным соображениям? "
Соображений, уверяю, никаких нет... Татьяну я в книге о своей жизни
выделяю потому, что она и есть моя жизнь. Но при этом — ни единого
преувеличения... Поверьте мне: ни единого! Я обязан был сказать все по
совести.
Однако думать, что быть женой единственное Танино предназначение или
словно бы единственная ее "профессия", значит несправедливо
заблуждаться. Когда бы я ни бывал в тех местах - не хочу сказать
"учреждениях", - где работала Таня, о ней помнили все: от уборщиц и
гардеробщиков до видных "персон". Кстати, среди тех "персон" немало
людей заслуженно известных, интеллигентных не по "принадлежности", а по
сути: люди науки, издатели, деятели всех видов искусства — литературы,
музыки, живописи, театра, кинематографа... Говоря о Тане, все как-то
взбадривались, точно даже воспоминания о ней дарили людям энергию.
Прежде всего -- энергию доброты... и чего-то еще. Честно говоря, мне
казалось, что все в нее были хоть немножко да влюблены... Даже женщины,
кроме тех, которые пытаются приписать неуспехи своей личной жизни
чьему-то чужому успеху. Таня за успехом никогда не гналась — он сам
преследовал ее. Разве она была в том повинна?
Деятельность жены нигде не оставалась бесследной: в издательстве "Мир"
("Иностранная литература"), где она была редактором, как о чуде,
рассказывали о том, что в "ее книгах" по ее настоянию авторами
оттачивалась каждая фраза (ну, это я по себе знаю). Поскольку книги были
научными, она, разумеется, требовала от переводчиков не
художественности, а почтения к русскому языку. В Союзе обществ дружбы и
культурных связей с зарубежными странами, где Таня была ответственным
секретарем Ассоциации деятелей литературы и искусства для детей, она
сумела распахнуть перед бывшим Советским Союзом двери во все
международные организации, занимавшиеся проблемами эстетического
воспитания юных, так сказать, на самом высоком (всемирном!) уровне. Это,
как и очень, очень многое другое она свершила не ради тоталитарного
режима, а во имя детей, которые всюду дети... >>> |
Григорий Фильковский |
7 |
В Союзе
писателей СССР Татьяна семнадцать лет фактически возглавляла Совет по
детской и юношеской литературе (председателем был мэтр первой величины,
а потому был главою как бы почетным). И там все, что рождала ее азартная
инициатива, было не службою, а служением. Ничего формального - - все
тоже во имя детства, отрочества, юности и тех, кто талантливо посвящает
им свою жизнь. "Скажи, как ты относишься к детям, и я скажу, кто ты..."
Перефразировав так известную русскую поговорку, я мысленно даю оценку
Таниной неуемности. Ведь не всякая же неуемность достойна восхищения...
Она - "Ветеран труда", Заслуженный работник культуры России и Грузии.
Да, никто и нигде не забыл Таню. Потому что, если встретил, увидел, —
забыть не удастся. Если даже захочешь... Это все тридцать лет
преподносило мне гордость. Но одновременно и непокой... Что скрывать!
"Если ты когда-нибудь разойдешься с Таней, я останусь не с тобою, а с
ней..." - как-то сказала мне мама. Конечно, она - незабвенная моя мама!
-- никогда бы не рассталась со мной, но и с Таней бы ни за что не
рассталась. А слова те произнесла потому, что умнейшим своим сердцем
понимала: не встречу я более на свете такую личность. И хотела, чтобы я
об этом не смел забывать. Тревожилась мама напрасно: если бы даже
непредсказуемая судьба вдруг и расшвыряла нас с Таней в разные стороны,
я бы все равно жил и творил (опять громкое слово!) во имя нее. И под ее
- пусть незримым - оком. Взгляд и заботливейшую взыскательность которого
я не ощущать уже не смогу.
"Чувство прекрасного"... Это словосочетание до того замусолено, что,
произнося его, как-то невольно стыдишься. Но нет плохих слов (если они
из нормального лексикона!) И если люди иные слова девальвировали, то это
вина людей, а не слов. "Любовь". Это слово менее бесценным не стало для
каждого, кто способен любовь испытать, хоть его, это слово,
за-произносили посредственные стихотворцы, пытающиеся прикрыть им, как
привлекательной вывеской, свою посредственность. И перезапели безголосые
и бездушные эстрадные пошляки... >>> |
8 |
"Чувство
прекрасного" это понятие возвращает себе свое возвышенное значение,
когда я отношу его к вкусу жены своей, ни разу, кажется, не изменившему
себе — высокочеловечному, хоть и изысканному. Наши семейные коллекции
хохломы и других произведений русских народных умельцев
- это и ее творения, на которые (не просто "собранные", а как бы
изобретательно, с безупречной органичностью друг с другом соединенные!)
чем больше взираешь, тем сильнее тянет взирать. И душа расправляется, и
повседневная суета бессильно сторонится, отступает, и нежность,
добросердечие завладевают тобою... Татьяна и чайник-то на плиту так
поставит, что это затормозит взор, потому что будет изящно. И уж тем
паче так подберет букет, будто букетов до того вообще не было. И так
именно расставит книги и так осенит картинами не стены только, а все
окружающее пространство, а, прежде всего, - - разум и душу... Но об этом
повествовать трудно
- это надо увидеть, чтобы оценить и понять. >>> |
Кадр из фильма о Яд-вашем с
участием Татьяны и Анатолия Алексиных. |
Ни разу,
кажется, ей не изменил вкус. Разве что когда выходила за меня замуж?
Преодоление боли и даже мук — физических и душевных
- это не только мужество, но и особое героическое искусство, которым
Таня владеет в совершенстве. В пятилетнем возрасте
"дочь врага", и не какого-нибудь, а "врага народа". А еще до того, прямо
с рождения, — дочь дворянки из гордого и отвергнутого властью племени
"лишенцев", лишенных всего: имущества, прав на высшее образование, на
обретение малейшего успеха в жизни, прав на защиту прав... Ребенок,
вынесший увертюру, канонадную прелюдию к ленинградской блокаде и первые
ее кошмары, а после -- эвакуацию в железнодорожном составе, ставшем
мишенью для фашистских асов детоубийства. А затем - - детский дом, где и
полевая трава становилась одним из ежедневных блюд. А еще позже -- после
возвращения в родной Питер "переселение" первым секретарем райкома
ВКП(б) дворянской семьи, да еще побратавшейся с "изменниками родины"
(дедушка, отец и дядя Тани), - - из давней фамильной квартиры в подвал,
затоплявшийся не только разливами Невы, но и ливневыми потоками.
>>> |
Во время просмотра фильма |
А еще
позднее — туберкулез из-за подвального климата и куда более тяжкие
человеческие недуги из-за климата политического. Таня все вынесла,
преодолела, не унижая себя прошениями, жалкостью внешнего вида и
внутренней неполноценности - - с достоинством победительницы извращений
режима, напастей судьбы, нездоровья... и безусловно, победительницы
сильного пола, который в общении с ней повелительную силу терял и
становился обреченно зависимым. Что в полной мере относится и ко мне...
Добавлю: Татьяна не только победительница собственных тягот, но и
самоотверженная целительница чужих бед. Она умеет страдать страданием
других или ликовать по поводу чужих ликований (качество особенно
редкое!). Вот почему она, как нравственный магнит, притягивает людей. О
том, в частности, свидетельствуют и фотографии. В этой главе я годы не
"перелистываю", а пристально вчитываюсь в них, но семейный фотоальбом
позволил себе перелистать - и лишь некоторые снимки, воссоздавшие
моменты бытия нашего, переселил в книгу. >>> |
Татьяна Алексина раздаёт
автографы |
"При
счастье все дружатся с нами, при горе - нету тех друзей", - эти слова
Беранже чаще всего, увы, совпадают с реальностью. Но с реальностью
Таниного характера - никогда. Именно "при горе" она неудержимей всего
устремляется и устремлялась к страждущим. А уж ко мне и моим
родителям... Правда, я неустанно отвечал тем же ей и ее прекрасной
маме-дворянке. Это не бахвальство, а необходимая для воспоминаний дань
истине. Умолчание же было бы в этом случае не данью скромности, а
искажением правды. Детей Та-ниных от первого брака воспринимал, как
детей своих. Быть может, более всего сил (именно сил!) отдал я, как и
Таня, сыну Диме. Он окончил Высшее военное училище, Академию. Стал
морским офицером. Живет своей жизнью. И дай Бог ему счастья... А дочерью
Аленой горжусь!
Но тут, чувствую, в главу о Татьяне закономерно не вторгается, а как бы
вплетается "подглавка"...
Анатолий Алексин
Из книги воспоминаний "Перелистывая годы" Тель-Авив, издательство
"Скопус" 1997. |
До новых встреч! |
|