На главную сайта

Повести, романы, рассказыКниги на русском языкеКниги на иностранных яхыкахПьесы и фильмыИз публицистики
КНИГИ ПОЧТОЙНаграды, звания, энциклопедииФотографииОтзывы и автографы
Татьяна АЛЕКСИНА

Семьи и судьбыКнига "Неужели это было?"Презентации книгОтзывы критиков и читателейСтихиФотографии

ВЫСТРАДАННАЯ ПРАВДА ПРОИЗВЕДЕНИЙ АНАТОЛИЯ АЛЕКСИНА

См. также:
ВОСПОМИНАНИЯ ТАТЬЯНЫ АЛЕКСИНОЙ

1.  «Неужели это было?...» (скачать и прочитать книгу)
2.
«Семьи и судьбы» (в книге «Террор на пороге.»)
3. «Иду по дороге прошлого...»  (о романе «Сага о Певзнерах» и повести «Ночной обыск»)
4. «Так устроена жизнь» (о рассказе «Счастливые  часов не наблюдают...»)
5. «Прости меня, мама...»
( о трилогии «В тылу как в тылу» )
6. «Жить только собой?..»
(о повести «Безумная» Евдокия»)
7. «Когда б вы знали...»  (о рассказах «Мертвое море» и «Виктория»)
8. «Смертоносные рейсы»  (о рассказе «Лимузин тронулся...»)
9.
 
ПОВЕСТИ АНАТОЛИЯ АЛЕКСИНА И ЖУРНАЛ «ЮНОСТЬ»
10. Выстраданная правда произведений Анатолия Алексина
11. Письма внучке
12. Анатолий Алексин и его литературное наследие (К 90-летию писателя)
13.
«ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ…» Спустя столетия о судьбе русского дворянского рода Елчаниновых

ВЫСТРАДАННАЯ ПРАВДА ПРОИЗВЕДЕНИЙ АНАТОЛИЯ АЛЕКСИНА

«Сейчас вы откроете первую страницу повестей Анатолия Алексина. Если вы еще не знакомы с произведениями этого замечательного писателя, вам предстоит огромное удовольствие и прекрасная, счастливая возможность разговаривать с его героями. Его книги были, остаются и останутся с миллионами людей как в России, так и во всем мире...»

Эти слова воспроизведены (не дословно) из высказывания друга Анатолия Алексина, писателя Сергея Иванова. Их могут подтвердить все те читатели, которым уже посчастливилось читать романы, повести, рассказы, видеть пьесы и фильмы, сотворенные талантливым, добрым пером их автора.
Анатолий Георгиевич Алексин родился 3-го августа 1924 года в Москве, где на арбатских переулках, жили его родители.

Печататься начал со школьных лет. Его ранние стихи публиковались в журналах для детей и подростков, в газете «Пионерская правда». Они часто звучали и по радио в утренних передачах для ребят и их родителей.

Великую Отечественную войну он встретил юношей, только что окончившим девятый класс. Вместе с мамой и ее архитектурно-строительной организацией он эвакуировался на Урал. Перед руководством и инженерным составом была поставлена сверх важная задача в кратчайшие сроки воздвигнуть Уральский алюминиевый завод, ибо без алюминия было сложно (если вообще возможно!) одержать победу в той невиданной по своим жертвам войне: он входит в состав почти всех видов вооружения армии.

Анатолия, как единственного человека в том многотысячном коллективе, причастного к литературе, назначили вначале литературным сотрудником, а вскоре ответственным секретарем ежедневной газеты «Крепость обороны», которая была приравнена по своей значимости к фронтовой.

Вернувшись в Москву, Анатолий заканчивает десятый класс и поступает на индийский факультет Московского института востоковедения.

В 1950 году увидела свет его первая повесть для детей «Тридцать один день». В 1951 году его принимают в члены Союза писателей СССР.

С тех пор книги Алексина на русском языке вышли свыше двухсот раз. В том числе трех-, пяти- девятитомные Собрания сочинений, двухтомники избранных повестей и рассказов. Они переведены на сорок восемь языков мира. К примеру: на английский, французский, немецкий, греческий, испанский, итальянский, японский, китайский, корейский, финский, иврит, хинди, украинский, белорусский, польский, чешский, венгерский, казахский, армянский, грузинский, литовский, латышский, эстонский, арабский...Так что общий тараж произведений Анатолия Алексина превысил сто двадцать миллионов экземпляров. На сценах сотен театров страны и зарубежом с большим успехом шли его тринадцать пьес, а на экранах – семнадцать художественных и телевизионных фильмов. В пьесах и фильмах, поставленных по повестям А. Алексина, играли такие актеры, как В. Меркурьев, Л. Ахеджакова, Е. Лебедев, А. Фрейндлих, З.Федорова, В. Смехов, Б. Чирков, В. Сперантова, И. Муравьева, С. Филиппов, Л. Куравлев...

Анатолий Алексин всегда чутко откликался на важнейшие события в культурной, литературной, нравственной, политической жизни страны и на трепетные проблемы воспитания подрастающего поколения. Им опубликовы более двух тысяч публицистических статей.

За тонкое и чуткое влияние произведений писателя он в 1982 году был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

В течении пятнадцати лет (1971-1986 гг.) Алексин вел на первом канале Центрального телевидения популярную, очень рейтинговую передачу «Лица друзей», посвященную также нравственным и эстетическим проблемам воспитания юных.

Творчеству Анатолия Алексина посвящены несколько монографий, сотни статей, эссе, рецензий... Ни одно новое произведение не оставалось незамеченным прессой, откликами общественности, потоком писем благодарных читателей.

Вот что писала критик, литературовед Софья Николаева в очерке творчества «АНАТОЛИЙ АЛЕКСИН»:
«Что же отстаивает и что отрицает Анатолий Алексин?

Остаивает право человека на свой собственный мир, в котором главное – чувство ответственности за всё, что было, что есть и что будет, право самому решать свою судьбу; доброту в том смысле, какой включает и социальное значение этого слова.

А отрицает право одного духовно подавлять другого; право даже талантливого, одаренного на безнравственность и вседозволенность; ханжество и лицемерие, всегда находящие себе опору в мещанских представлениях о жизни. Он против уловок ума, способных оправдать бездушное отношение к человеку, против низко прагматического, потребительского подхода к нему.

В этих утверждениях и отрицаниях – решающий пафос творчества А. Алексина, та тоска по идеалу, которая, говоря словами Белинского, «возжигается высшею идеею».

Это то, что почувствовали читатели и критика в первых же произведениях Алексина и что шло от желания писателя проникнуть в самое сокровенное человеческой души, понять те причины и побуждения, что, возникнув в детстве и юности, ведут затем каждого из нас в сложнейшем современном мире....
Основной идейно-эстетический принцип Алексина - неразрывность и взаимодействие взрослого и детского миров, невозможность суверенного существования одного без другого.»

Произведения писателя борятся между подлинным и мнимым в жизни человека, говорят о том, что эгоизм опасен, превращает его в одинокого, отрешенного от окружающих; они повествуют как страшны неблагодарность и забвение добра; как запретно вторжение в сферу внутренних чувств; как недопустимо «стричь» всех под одну гребенку; как необходимо увидеть в каждой личности ее особенности, дарования и дать им осуществиться; как важно научиться сострадать не только себе любимому, а близким и не очень близким людям...

Алексин языком художественных образов доносит до своих читателей вечные нравственные проблемы, убеждает в необходимости победы доброты, справедливости и чести.

Писатель создал с в о й неповторимый мир, в котором живут несколько поколений современности с их сокровенными раздумьями о смысле человеческой жизни, о духовных и нравственных ценностях, о том, что такое «Человечность» в их поступках и отношениях с окружающими людьми.

Анатолий Алексин за свою творческую биографию написал три романа, тридцать две повести и девяносто семь рассказов. Повести и рассказы писателя обычно не велики по количеству страниц. Но ведь «Краткость – сестра таланта!» - по словам известного классика. Коли это утверждение правильно, то можно утверждать, что Алексин обладает именно таким даром. Наивно полагать, что «сотворить» короткую повесть проще, нежели, допустим, роман. Наоборот, это, быть может, даже труднее, ибо в короткой повести нужно на ограниченном пространстве умудриться уместить всё то же самое, без чего не может обойтись ни один роман: создать характеры человеческие и характер эпохи, взаимоотношения персонажей, конфликты, неизбежно возникающие между ними, завязку, кульминацию и развязку отнюдь не второстепенных ( у Алексина, по крайней мере) событий, мир, окружающий главных героев, общество. Ну, и так далее... Краткость повествования ни от чего этого художника не избавляет.

Здесь очень кстати процитировать абсолютно точное определение уникальной особенности алексинского пера, отмеченное в «Послесловии» критика, литературоведа Игоря Мотяшова к роман-газете № 11, 1980 года, в которой опубликованы несколько повестей писателя.

И. Мотяшов пишет: «Хотя Анатолий Алексин чаще всего называет свои произведения повестями, по числу печатных знаков это скорее большие рассказы, а по объему художественной информации – романы. Своеобразный этот жанр утверждается сегодня в нашей литературе А. Алексиным очень энергично и результативно.

«Сгущение слова» - одна из примет литературы наших дней. Она рождена настоятельной потребностью в оперативном, лаконичном и одновременно глубоком художественном отклике на волнующие современников проблемы. Думается, новаторское значение коротких повестей Алексина... в том, что отклик писателя всегда точен и оттого особенно волнующ.

Важно отметить: удивительная сжатость алексинской прозы достигается не ценой художественных потерь. «Телеграфный» лаконизм не прельщает писателя. Ему важно сохранить на древе искусства живую крону, а не обрубить сучья. Сгущая слова, Алексин локализует время и пространство, в которых развивается действие, ограничивает число действующих лиц, «нагружает» сюжет, с ювелирной тщательностью отбирает детали – все доведено до границ абсолютной необходимости. Авторская речь и речь персонажей, даже детей, часто афористична. Драматизм, психологическая напряженность органично переплетены с юмором – то мягким, то едким, то доходящим до «смеха сквозь слезы». Слово как элемент образно-художественной системы произведения у Алексина многогранно.

Характерное качество прозы Алексина – музыкальность. Не ритмичность, не орнаментальность, а именно музыкальность. Композиция, напоминающая композицию музыкальных пьес. Варьирование темы. Перекличка мотивов.»

Произведениям Анатолия Алексина, как уже упоминалось, посвящены многие сотни откликов и рецензий. Перечислить их невозможно, как и нет необходимости их всех цитировать. Вот только еще одна не дословная ссылка на брошюру бывшего Всесоюзного агенства по авторским правам - «АНАТОЛИЙ АЛЕКСИН» (1979):

«Анатолий Алексин отвечает каждому своему читателю на их важнейшие вопросы. Вот отчего... его повести адресованы всем возрастам, всем уровням восприятия, всем книжным вкусам, самым разным социальным категориям читателей. Перед нами почти всегда жизнь обычной интеллигентной семьи – с её особым укладом, домашними традициями, старыми вещами и фотографиями, с естественной близостью поколений, с живой памятью об ушедших...

Но между разными поколениями алексинских повестей (добавим, романов и рассказов!) существует великое нравственное равноправие, непоказное участие и понимание.

Книги Анатолия Алексина не написаны – рассказаны особенным голосом... Его прозе присущи четкй рисунок, прозрачная реалистическая простота. Если и отыщешь в его произведениях постоянный литературный прием, то это шутка, легкая ирония. Но и шутка у Алексина неназойлива – писатель предпочитает безыскусную интимность. Проза Алексина не живописна и не скульптурна... Она графична, как стихи. И строки ее обладают почти той же мерой емкости.

Этот писатель считает своего читателя чуть выше душою, чуть умнее, чем он сегодня есть, и от этого любому из нас приходится быть лучше и умнее.

В надежде на лучшее в человеке работает писатель. Он высказывает жизнь в ее целом, не с внешней стороны, а по существу, тонко рисует то, что лежит вдалеке от частности, от случая и тем не менее составляет суть частности и случая, их душу... В этом особенно ярко проявилась присущая Алексину лиричность и способность взглянуть на жизнь отдельного человека с точки зрения всеобщей судьбы.»

За свои заслуги в области литературы и искусства Анатолий Алексин удостоен: «ОРДЕНА ЛЕНИНА»; двух «ОРДЕНОВ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ»; Государственнаой премии СССР за 1978 год; Государственной премии РСФСР за 1974 год; Премии Ленинского комсомола за 1970 год; Международной премии европейских стран им. МАКСИМА ГОРЬКОГО за лучшее произведение для юношества в 1980 году; Международной премии им. ХАНСА-КРИСТИАНА АНДЕРСЕНА за 1976 год и включен в Почетный список им. Х.-К. Андерсена с вручением диплома Андерсена; номенирован на премию Ассоциации американских библиотек «За лучшую книгу о детстве для взрослых» (1973 г.). «За выдающийся вклад в Просветительство, российскую и мировую литературу» ему вручили в 2010 году Большую золотую медаль Международной ассоциации «Знание». За благотворительную помощь онкологичеким больным удостоен звания Почетного председателя общества «Любовь к жизни».

Медали: «ХХХ лет победы в Великой Отечественной войне», «40 лет победы в Великой Отечественной войне», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «За долголетний доблестный труд», «Ветеран труда», «Знак Гайдара», «Служба дипломатическо-курьерской связи России 90 лет», «Медаль им. Корчака», премия «СОСТРАДАНИЕ» за помощь онкологическим больным и другие медали...

Все свои силы Анатолий Алексин отдавал служению детству, отрочеству, людям...

Вот только некоторые, основные, о б щ е с т в е н н ы е должности, на которых он трудился:
Секретарь Правления Союза писателей РСФСР, член Правлений Союзов писателей СССР, РСФСР, Московской писательской организации, Председатель Всероссийского Совета по детской и юношеской литературе СП РСФСР, а затем и СССР, Председатель Научного совета по эстетическому воспитанию Академии педагогических наук (член-корреспондент Академии), Председатель Международных жюри Московских Международных кинофестивалей детских фильмов – 1979, 1981, 1983-х годов, Член Правления Советского фонда культуры, Заместитель Председателя Советского комитета защиты мира, Заместитель Председателя Советского фонда мира, Постоянный ведущий Всесоюзных недель деткой и юношеской книги – «Книжкиных именин» и многие, многие другие - более двадцати!

Включен в Почетные списки выдающихся деятелей нынешнего столетия, изданные в США - «500 выдающихся деятелей 21-го века» (2009) и в Великобритании – «2000 выдающихся интеллектуалов 21-го века» ( 2007, 2010), в Словарь «Международные биографии» (2008), в «Биографический энциклопедический словарь», выпускаемый издательством «Большая Российская энциклопедия», который включает свыше 7000 статей об исторических и современных деятелях различных стран и народов мира (2000). И этот список далеко не полный...

На задней обложке вышедшей в Москве в издательстве АСТ книги «Третий в пятом ряду» написано: «Это та редкая проза, которая заставляет плакать и смеяться, учит сочувствовать, сопереживать, любить...».

Собрала материал и оформила из него статью Татьяна Алексина.

ТАТЬЯНА АЛЕКСИНА – автор книги воспоминаний «Неужели это было?..» Она – «Заслуженный работник культуры России» (Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 сентября 1977 года за заслуги в области советской культуры) и «Заслуженный работник культуры Грузинской ССР» (Указ Президиума Верховного Совета Грузинской ССР от 20 июля 1982 года).

За многолетний творческий труд ей присвоено звание «Ветеран труда» - «За долголетний добросовестный труд», она награждена медалью «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд» - в ознаменовании 100-летия со дня рождения В. И. Ленина.

Татьяна – лауреат премии «Сострадание» за благотворительную деятельность. Многие годы работала ответственным секретарем Ассоциации деятелей литературы и искусства для детей и юношества, а затем в течение семнадцати лет была заместителем председателя Совета по детской и юношеской литературе Союза писателей СССР.

На ее книгу было много положительных отзывов и ей было посвящено более десяти писательских стихотворений. Вот несколько строк из этих оценок:
«Участница и внимательная свидетельница описываемых событий, Татьяна Алексина создала незабываемое и пронзительное произведение, документально-художественную картину своего времени». Григорий Окунь, профессор, доктор филологических наук.

«Замысел мемуаристки сводился к созданию истории своей семьи, к созданию своеобразной семейной хроники. Но по мере работы над книгой замысел расширялся – произведение приобрело значение исторического документа. Успех воспоминаний в их глубоком внутреннем содержании.» Ася Тепловодская, искусствовед. (Из эссе «Исповедь дочери века»).

Книгу сопровождают более двухсот фотографий.

вверх

 

© Тексты и вся информация на сайте: Анатолий и Татьяна Алексины

© Дизайн, продвижение
и техподдержка сайта
Михаил Польский

Баннеры для обмена:

Писатель Анатолий Алексин и Татьяна Алексина. Официальный сайт.   
Писатель Анатолий Алексин и Татьяна Алексина. Официальный сайт.
С предложениями по обмену обращаться: mich.polsky@gmail.com

ДРУЗЬЯ:

Писатель Александр Каневский. Официальный сайт.  


Дом Януша Корчака в Иерусалиме. Студия наивного творчества «Корчак»