На главную сайта

Повести, романы, рассказыКниги на русском языкеКниги на иностранных яхыкахПьесы и фильмыИз публицистики
КНИГИ ПОЧТОЙНаграды, звания, энциклопедииФотографииОтзывы и автографы
Татьяна АЛЕКСИНА

Семьи и судьбыКнига "Неужели это было?"Презентации книгОтзывы критиков и читателейСтихиФотографии

ВОСПОМИНАНИЯ ТАТЬЯНЫ АЛЕКСИНОЙ

1.  «Неужели это было?...» (скачать и прочитать книгу)
2.
«Семьи и судьбы» (в книге «Террор на пороге.»)
3. «Иду по дороге прошлого...»  (о романе «Сага о Певзнерах» и повести «Ночной обыск»)
4. «Так устроена жизнь» (о рассказе «Счастливые  часов не наблюдают...»)
5. «Прости меня, мама...»
( о трилогии «В тылу как в тылу» )
6. «Жить только собой?..»
(о повести «Безумная» Евдокия»)
7. «Когда б вы знали...»  (о рассказах «Мертвое море» и «Виктория»)
8. «Смертоносные рейсы»  (о рассказе «Лимузин тронулся...»)
9.
 
ПОВЕСТИ АНАТОЛИЯ АЛЕКСИНА И ЖУРНАЛ «ЮНОСТЬ»
10. Выстраданная правда произведений Анатолия Алексина
11. Письма внучке
12. Анатолий Алексин и его литературное наследие (К 90-летию писателя)
13.
«ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ…» Спустя столетия о судьбе русского дворянского рода Елчаниновых


АНАТОЛИЙ АЛЕКСИН И ЕГО ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
К 90-летию писателя


Вот о каком судьбоносном событии часто вспоминает Анатолий Алексин. Он, молодой, популярный и одаренный способностью оратора писатель, уже входил в группу известнейших аксакалов русской литературы, которые вели многочасовые передачи с Красной площади в дни государственных праздников, во время встреч прилетевших из поднебесья космонавтов, торжественных событий… На демонстрации в те годы выходили сотни тысяч жителей и гостей столицы.

Осенью 1959 Анатолий «лечился» в Ессентуках, разделяя большую дружескую компанию. Но только он начал «закреплять» свое завидное здоровье, как получил от Юрия Левитана телеграмму с просьбой вернуться в Москву, чтобы вести по радио комментарии, сопровождающие многолюдную демонстрацию в День Октябрьской революции. Приятели отговаривали, убеждая, что лететь назад, когда только что прилетел «полечиться», глупо. Однако в одно утро, ставшее для него незабываемым и фатальным, Анатолий очутился на аэродроме в Минеральных Водах. Билетов не оказалось. Но через полчаса должен был прилететь из Махачкалы самолет, из которого выйдут двое и он сможет полететь в Москву. Этими людьми оказались Расул Гамзатов и его жена Патимат, ожидавшая очередного ребенка. Расул очень ждал наследника, а рождались только девочки. Вот он и «нагружал» жену одним ребенком за другим. Анатолий кинулся помогать тащить чемоданы и даже огромный ковер. Первое такси проехало мимо, второе тоже не остановилось. Лишь третье такси притормозило. Шофер вышел из машины, но, как водилось, грузить багаж отказался. Алексин и Расул принялись вдвоем распихивать по свободным местам в машине чемоданы и ковер. Прощание было тоже не скорым: Анатолий желал счастливого отдыха, а они – про восточному обстоятельно благодарить и желать радиоуспеха.

В аэропорту встретили ушатом холодной воды: «Ваш самолет улетел. Мы трижды объявляли посадку. Но вы были за чертой аэропорта и не услышали. Но не волнуйтесь. Скоро прилетает самолет из Грозного – на нем вы и полетите!».

Внуковский аэродром не принял тот рейс. Пилот известил, что самолет будет садиться в Быково. Это далеко от города. Добираться до Москвы труднее, чем из Внуково. «В чем собственно дело?» - спросил Алексин у взволнованной стюардессы. Ее ответ был оглушающим: «Предыдущий махачкалинский самолет обледенел в полете, приземлился и взорвался уже на асфальтной полосе. Все погибли!».

А если бы Расул и Патимат не прилетели бы т е м рейсом? Если бы один из тех двух первых таксистов не проскочили мимо? Страшно подумать! Вся та ситуация продлила жизнь моему мужу на пятьдесят с лишним лет! Может, на то была Божья воля? Может быть, Анатолий Алексин был рожден, чтобы написать многие произведения, которые сыграли значительную роль в формировании душевного склада нескольких поколений?..

«Сейчас вы откроете первую страницу повестей Анатолия Алексина. Если вы еще не знакомы с произведениями этого замечательного писателя, вам предстоит огромное удовольствие и прекрасная, счастливая возможность разговаривать с его героями. Его книги были, остаются и останутся с миллионами людей как в России, так и во всем мире...»

Эти слова воспроизведены (не дословно) из высказывания трагически погибшего друга Анатолия Алексина, писателя Сергея Иванова. Их могут подтвердить все те читатели, которым уже посчастливилось читать романы, повести, рассказы, видеть пьесы и фильмы, сотворенные талантливым, добрым пером их автора.

Анатолий Георгиевич Алексин родился 3-го августа 1924 года в Москве, где на арбатских переулках, жили его родители.

Отец, Георгий Платонович, занимал высокие должности в правительстве СССР.

6-го ноября 1937-го года по дороге в большой городской зал на собрание челябинцев, где должен был выступить с докладом о 20-летии Октябрьской революции, прямо в машине был арестован, и без суда и следствия приговорен к расстрелу. К счастью, приговор не был приведен в исполнение. Через два года он был реабилитирован «из-за отсутствия состава преступления». (После ареста Николая Ежова в 1939 году, когда И. Сталин объявил о перегибах в политике ведомства, возглавляемым Ежовым.) В годы заключения отца мальчик был объявлен «сыном врага народа». Мама, Мария Михайловна, уволена с работы. Семья бедствовала, оставшись без средств к существованию. Печататься Анатолий начал со школьных лет. Его ранние стихи публиковались в журналах для детей и подростков, в газете «Пионерская правда». Они часто звучали и по радио в утренних передачах для ребят и их родителей. Алексин всегда с благодарностью вспоминает тех немногих людей, которые выплачивали ему небольшие гонорары за опубликованные стихи, что помогло ему с мамой выжить в буквальном смысле этого слова.

Великую Отечественную войну он встретил юношей, только что окончившим девятый класс. Вместе с мамой, которую к этому времени тоже признали «не виновной» и восстановили на прежней работе в архитектурно-строительной организации, он эвакуировался на Урал. Дорога была долгой. Мужчины и женщины ехали в разных теплушках. Когда прибыли на станцию Синарская, Толе сказали, что мама в пути серьезно заболела, что он «должен быть мужчиной и быть готовым к самому печальному, ибо вокруг только бараки, грязь, и оказать медицинскую помощь невозможно…».

Анатолий как стоял посреди грязной лужи, так и опустился в нее на колени, возвел руки к небу и в отчаянии произнес: «Господи, спаси мою мамочку!..». И через пятнадцать минут оказалось, что с одним из инженеров приехала жена-врач, хирург. Она привезла инструменты и кое-какие лекарства. И эта самоотверженная женщина сделала операцию Марии Михайловне в абсолютно антисанитарных условиях, в бараке, и спасла ей жизнь. После той операции мама Анатолия прожила еще тридцать пять лет! С того дня Анатолий уверовал в Бога, Который его услышал и помог!

Перед руководством и инженерным составом стройки была поставлена сверхважная задача в кратчайшие сроки воздвигнуть Уральский алюминиевый завод, ибо без алюминия было сложно (если вообще возможно!) одержать победу в той невиданной по своим жертвам войне: он входит в состав почти всех видов вооружения армии. Довоенные заводы по производству алюминия были разбомблены немецкой авиацией в первые же дни войны, ибо расположены они были вдоль западных границ страны.

Анатолия, как единственного человека в том многотысячном коллективе, причастного к литературе, назначили вначале литературным сотрудником, а вскоре ответственным секретарем ежедневной газеты «Крепость обороны», которая была приравнена по своей значимости к фронтовой. Это была очень ответственная и тяжелая работа. По утрам Анатолий обходил все цеха, в которых за достоверную информацию были назначены надежные люди. Затем он диктовал машинистке все статьи на основе полученных фактов - практически весь материал очередного номера ежедневной газеты. И уже вечерами до выпуска всего тиража находился в типографии, решая возникающие проблемы. В барак, домой, возвращался под утро. И так день за днем на протяжении нескольких лет. Газета была большой моральной поддержкой переутомленным непосильным трудом строителям той исторической стройки.

За добросовестное, «не за страх, а за совесть» исполнение долга, и осознание огромной ответственности возложенного на него задания, Анатолий награжден медалями военных лет.

Вернувшись в Москву, он заканчивает десятый класс и поступает по совету Самуила Яковлевича Маршака в Московский институт востоковедения, где предполагалось, что получит широкое гуманитарное образование и знание языков. Приняли его на индийское отделение Дальневосточного факультета.

Молодой поэт, стихи которого печатались во многих центральных газетах Москвы, стал участником Первого послевоенного совещания молодых писателей. Как поэт он был определен в семинар Маршака, который после прослушивания нескольких стихотворений откровенно посоветовал Анатолию «заняться чем-нибудь другим». Хватаясь за соломинку, он прочитал рассказ, серьезный по содержанию, но яркий, с юмором по форме. Константин Паустовский, который тоже присутствовал во время чтения рассказа, и Маршак, большие мастера литературы и педагоги, почувствовали в этом небольшом рассказе о детском туберкулезном санатории своеобразный талант молодого писателя: умение сочетать серьезные жизненные проблемы подрастающего поколения с юмором, который быстрее и доступнее доносит решение этих проблем до сознания юных читателей.

Вернувшись домой, Анатолий сжег все свои стихи, и больше никогда не посягал на звание «поэт».

В 1950 году увидела свет его первая повесть для детей «Тридцать один день», основой которой и стал тот небольшой рассказ.

В 1951 году Алексина принимают в члены Союза писателей СССР.

С 1956 года по приглашению Валентина Катаева Анатолий становится постоянным автором очень популярного журнала «Юность», где за последующие годы будут опубликованы 25 его повестей и рассказов. Борис Полевой, сменивший Катаева на посту главного редактора «Юности», приглашает Алексина в редакционный совет журнала, в составе которого он работал более двадцати лет.

С тех пор книги писателя только на русском языке вышли свыше двухсот раз. В том числе трех-, пяти- и девяти-томные Собрания сочинений, двухтомники избранных повестей и рассказов. Проза Алексина переведена на сорок восемь языков мира. К примеру: на английский, французский, немецкий, греческий, испанский, итальянский, японский, китайский, корейский, финский, иврит, хинди, польский, чешский, венгерский, арабский, на все языки бывших союзных республик СССР... Так что общий тираж произведений Анатолия Алексина превысил сто двадцать миллионов экземпляров. На сценах сотен театров страны и за рубежом с большим успехом шли его тринадцать пьес, а на экранах – семнадцать художественных и телевизионных фильмов. В пьесах и фильмах, поставленных по повестям А. Алексина, играли такие актеры, как В. Меркурьев, Е. Лебедев, З. Федорова, Б. Чирков, В. Сперантова, С. Филиппов, А. Фрейндлих, Л. Ахеджакова, Л. Куравлев, В. Смехов, И. Муравьева...

Анатолий Алексин всегда чутко откликался на важнейшие события в культурной, литературной, нравственной, политической жизни страны и особенно на трепетные проблемы воспитания подрастающего поколения. Им опубликовано более двух тысяч публицистических статей.

За тонкое и действенное влияние произведений писателя на читателей Алексин в 1982 году был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

В течение пятнадцати лет (1971-1986 гг.) Анатолий Георгиевич вел на первом канале Центрального телевидения в «прайм тайм», сразу после программы «Время», популярную, очень рейтинговую передачу «Лица друзей», посвященную также нравственным и эстетическим проблемам воспитания юных. Гостями передачи были десятки самых известных, уважаемых, талантливых деятелей литературы, искусства, науки и педагогики.

Творчеству Анатолия Алексина посвящены несколько монографий, сотни статей, эссе, рецензий... Ни одно новое произведение не оставалось незамеченным прессой, откликами общественности, потоком писем благодарных читателей.

Вот что писала критик, литературовед Софья Николаева в очерке творчества «АНАТОЛИЙ АЛЕКСИН»:

«Что же отстаивает и что отрицает Анатолий Алексин?

Отстаивает право человека на свой собственный мир, в котором главное – чувство ответственности за всё, что было, что есть и что будет, право самому решать свою судьбу; доброту в том смысле, какой включает и социальное значение этого слова.

А отрицает право одного духовно подавлять другого; право даже талантливого, одаренного на безнравственность и вседозволенность; ханжество и лицемерие, всегда находящие себе опору в мещанских представлениях о жизни. Он против уловок ума, способных оправдать бездушное отношение к человеку, против низкого, прагматического, потребительского подхода к нему. В этих утверждениях и отрицаниях – решающий пафос творчества А. Алексина, та тоска по идеалу, которая, говоря словами Белинского, «возжигается высшею идеею».

Это то, что почувствовали читатели и критика в первых же произведениях Алексина, и что шло от желания писателя проникнуть в самое сокровенное человеческой души, понять те причины и побуждения, что, возникнув в детстве и юности, ведут затем каждого из нас в сложнейшем современном мире....

Основной идейно-эстетический принцип Алексина - неразрывность и взаимодействие взрослого и детского миров, невозможность суверенного существования одного без другого.

Произведения писателя борются между подлинным и мнимым в жизни человека; говорят о том, что эгоизм опасен, превращает его в одинокого, отрешенного от окружающих; они повествуют как страшны неблагодарность и забвение добра; как запретно вторжение в сферу внутренних чувств; как недопустимо «стричь» всех под одну гребенку; как необходимо увидеть в каждой личности ее особенности, дарования и дать им осуществиться; как важно научиться сострадать не только себе любимому, а близким и не очень близким людям... Воистину, писатель следовал заповеди: «Возлюби ближнего, как самого себя»!

Он создал с в о й неповторимый мир, в котором живут несколько поколений современности с их сокровенными раздумьями о смысле человеческой жизни, о духовных и нравственных ценностях, о том, что такое «Человечность» в их поступках и отношениях с окружающими людьми. Самыми большими пороками Алексин считает зависть и неблагодарность!

У Анатолия Георгиевича из-за редкой возможности выделить время для творческой работы выработалась привычка заранее определить число, к которому он должен был закончить то или иное произведение. Потом всё бесконечно правилось, переписывалось, но первый вариант он должен был завершить к намеченной им дате. Вспомню новогоднюю ночь с 1970-го на 1971 год. Мы приехали в Сочи незадолго до этого праздника. Поселились в гостинице «Жемчужина» в люксе на тринадцатом этаже. Часто проводя отпуск именно в Сочи и именно в зимнее время, чтобы не отвлекаться на «летние соблазны», а суметь поработать, наблюдали, как вырастала эта гостиница. Подружились и с его директором, который и зазвал нас в только что открывшуюся шикарную по тем временам гостиницу. Именно тогда Анатолий обязался закончить пьесу «Обратный адрес» (по мотивам повести «А тем временем где-то…») до боев курантов. И выполнил задуманное. Часы уже показывали одиннадцать, и любящий сын поторопился спуститься с тринадцатого этажа гостиницы, чтобы поздравить с Новым годом родителей. Телефоны в номерах еще не были установлены. Так что торопливо ушел, закрыв машинально дверь номера на ключ и забрав его с собой. Время стремительно приближалось к двенадцати. А Анатолий не появлялся. Мое состояние накалилось почти до паники: позвонить не могу – нет телефона, открыть дверь не могу – она на ключе. Без трех минут двенадцать дверь наконец открылась… Оказалось, что позвонив и поздравив родителей, Алексин вошел в огромный лифт, где уместились человек шесть немецких туристов. Нажали нужные кнопки. Лифт медленно пополз и остановился между этажами. Все были в панике. Кому-то из туристов уже становилось плохо. Анатолий нервно нажимал на кнопки тревоги, но никто не отзывался. Еще бы несколько минут пребывания в душной кабине и все, в том числе и мой муж, могли задохнуться!!! Было очевидно, что дежурные лифтеры тоже праздновали наступающий праздник. Случайно (а, может быть, и не случайно, а по высшей воле!) один из них забежал в служебную комнату за очередной бутылкой вина и услышал сигналы о помощи. Это спасение стало для нас обоих еще одним из многих свидетельств «защиты» жизни человека, который должен выполнить свой Долг до конца!

Пьеса, законченная в самый канун Нового 1971-го года, имела огромный успех, и была поставлена в десятках театрах страны.

Анатолий Алексин за свою творческую биографию создал три романа, сорок две повести, девяносто семь рассказов и книгу воспоминаний. Вот некоторые, давно написанные, повести, которые всегда вспоминают читатели: «Мой брат играет на кларнете», «А тем временем где-то…», «Поздний ребенок», «Безумная» Евдокия», «Третий в пятом ряду», «Звоните и приезжайте!..», «Здоровые и больные», «Раздел имущества», «Действующие лица и исполнители», «В тылу как в тылу», «Сердечная недостаточность», «Очень страшные истории», «Семейный совет»… Я не перечислила пять первых веселых повестей, написанных для юных читателей. Произведения, которые печатались в журнале «Юность», уже принадлежали всем возрастам. Очень советую прочитать произведения, написанные в последние два десятилетия мастером, чутко откликавшимся на события сегодняшнего мира в его глобальном масштабе: «Если бы их было двое…», «Рентген», «Лимузин тронулся…», «Смешилка – это я!..», «Обгон», «Шаги», «Смотри мне в глаза», «Заброшенный памятник», «Никто не хотел умирать», «Счастливые часов не наблюдают», «Виктория», «Сволочи», «Фразы», «Чертово колесо»… Всех не перечислить!

Повести и рассказы писателя обычно не велики по количеству страниц. Но ведь «Краткость – сестра таланта!» - по словам известного классика. Коли это утверждение правильно, то можно утверждать, что Алексин обладает именно таким даром. Наивно полагать, что «сотворить» короткую повесть проще, нежели, допустим, роман. Наоборот, это, быть может, даже труднее, ибо в короткой повести нужно на ограниченном пространстве умудриться уместить всё то же самое, без чего не может обойтись ни один роман: создать характеры человеческие и характер эпохи, взаимоотношения персонажей, конфликты, неизбежно возникающие между ними, завязку, кульминацию и развязку отнюдь не второстепенных (у Алексина, по крайней мере) событий, мир, окружающий главных героев, общество. Ну, и так далее... Краткость повествования ни от чего этого художника не избавляет.

Здесь очень кстати процитировать абсолютно точное определение уникальной особенности алексинского пера, отмеченное в «Послесловии» критика, литературоведа Игоря Мотяшова к роман-газете № 11, 1980 года, в которой опубликованы несколько повестей писателя.

И. Мотяшов пишет: «Хотя Анатолий Алексин чаще всего называет свои произведения повестями, по числу печатных знаков это скорее большие рассказы, а по объему художественной информации – романы. Своеобразный этот жанр утверждается сегодня в нашей литературе А. Алексиным очень энергично и результативно.

Авторская речь и речь персонажей, даже детей, часто афористична. Драматизм, психологическая напряженность органично переплетены с юмором – то мягким, то едким, то доходящим до «смеха сквозь слезы».

Приведу несколько примеров афористичности речи молодых героев повестей Алексина: «Нужен тот, кто нужен, нужен, когда нужен, нужен пока нужен!» - с горечью думает Вера. («Раздел имущества».) «Если слабый и глупый человек жесток – это противно. Но если умный и смелый жесток – это страшно. Такой человек обязан быть добрым.» – говорит Наташа Алику-Детективу. («Очень страшная история».) «- В принципе ты поступила подло, - сказал Лева. - Но ведь я хочу посвятить тебе всю свою жизнь, - тихо сказала я. - Я готова пожертвовать… -Это манера деспотов,- перебил меня Лева. - Какая манера? – не поняла я. – При чем же тут деспоты? - Они превращают в свои жертвы тех, ради которых хотят всем на свете пожертвовать. - Значит, я не имела права вмешиваться?! - А разве может быть такое п р а в о? – спросил Лева. – Хоть у кого-нибудь… Разве может быть такое право?» (Диалог Левы и Женьки в конце повести «Мой брат играет на кларнете».)

Вот заключительные строки повести «Семейный совет»: Сын делится с отцом постигшим его разочарованием в любимой девушке: « - Я о той, которая била собаку. Лучшего друга человека! - Кто-то не любит собак? – медленно произнес отец. – Но все-таки, Санечка, лучшим другом человека… должен быть человек. Если я, конечно, не заблуждаюсь».

Возле перевала Наур, на Главном Кавказском хребте, - там, где была разгромлена отборная альпийская фашистская дивизия «Эдельвейс», - установлен металлический обелиск. А на нем – слова Веры из повести Анатолия Алексина «Раздел имущества»:

«Люди не должны жить минувшим горем… Но тех, кто спас их от горя, они обязаны помнить».

Анатолию Георгиевичу это очень дорого!

Произведениям Алексина, как уже упоминалось, посвящены многие сотни откликов и рецензий. Перечислить их невозможно, как и нет необходимости их всех цитировать. Вот только еще одна не дословная ссылка на брошюру Всесоюзного агенства по авторским правам (ВААП)- «АНАТОЛИЙ АЛЕКСИН» (1979):

«Анатолий Алексин отвечает каждому своему читателю на их важнейшие вопросы. Вот отчего... его повести адресованы всем возрастам, всем уровням восприятия, всем книжным вкусам, самым разным социальным категориям читателей. Перед нами почти всегда жизнь обычной интеллигентной семьи – с её особым укладом, домашними традициями, старыми вещами и фотографиями, с естественной близостью поколений, с живой памятью об ушедших... Но между разными поколениями алексинских повестей (добавим, романов и рассказов!) существует великое нравственное равноправие, непоказное участие и понимание. Книги Анатолия Алексина не написаны – рассказаны особенным голосом... Его прозе присущи четкий рисунок, прозрачная реалистическая простота. Если и отыщешь в его произведениях постоянный литературный прием, то это шутка, легкая ирония. Но и шутка у Алексина неназойлива – писатель предпочитает безыскусную интимность. Проза Алексина не живописная и не скульптурная... Она графичная, как стихи. И строки ее обладают почти той же мерой емкости. Этот писатель считает своего читателя чуть выше душою, чуть умнее, чем он сегодня есть, и от этого любому из нас приходится быть лучше и умнее. В надежде на лучшее в человеке и работает писатель. Он высказывает жизнь в ее целом, не с внешней стороны, а по существу, тонко рисует то, что лежит вдалеке от частности, от случая… В этом особенно проявилась способность Алексина взглянуть на жизнь отдельного человека с точки зрения всеобщей судьбы».

Алексина часто упрекали в отсутствии оптимизма в его произведениях. В ответ на это он рассказывал о происшедшем у него на глазах случае в гагринском Доме творчества писателей, где отдыхал и работал. Седовласые классики грузинской литературы превратили тем вечером ресторанное возлияние в изысканное излияние откровений и остроумия. Лихой московский стихотворец, опьянев от коньяка и престижного общества, стал неуправляемо бряцать соцоптимизмом.

«- Ты оптимист? – спросил один из классиков.

- А как же! В своих стихах я…

- Ты когда-нибудь слышал о поэте Байроне? – перебил классик.

- Еще бы… Я в своих стихах…

- Знаю, читал. у тебя есть удачные строчки. но он был гений!

- В своих стихах я…

Ты вполне недурен собой… но он был красавец! Ты, кажется, член правления Московской писательской организации, но он был лорд! Ты, полагаю, неплохо зарабатываешь… но он был миллионер! И он был пессимист. Так что же ты, дурак, оптимист?»

За свои заслуги в области литературы и искусства Анатолий Алексин удостоен высших орденов и медалей Советского Союза, в том числе «Орденом Ленина» (надеюсь, они еще в почете!); трех Государственных премий России, многих Международных премий, включен в Почетный список им. Х.-К. Андерсена с вручением диплома Андерсена. Особенно дорога ему премия «Сострадание» за многолетнюю помощь онкологическим больным.

ЮНЕСКО объявило трех лучших детских писателей мира ХХ века: Марк Твен, А. Милн и Анатолий Алексин.

Все свои силы Анатолий Алексин отдавал служению детству, отрочеству, людям... на многих общественных должностях, связанных в основном с помощью детям. Вот неполный перечень этих обязанностей:

Секретарь Правления Союза писателей РСФСР;

Член Правлений Союза писателей СССР, СП РСФСР и Московской писательской организации;

Председатель Всероссийского совета по детской и юношеской литературе СП РСФСР;

Член редколлегий журналов «Юность» и «Детская литература»;

Председатель жюри Всесоюзных смотров сочинений;

Ведущий телепередачи «Лица друзей»;

Председатель Комиссии по вопросам школьных библиотек;

Председатель Научного совета по эстетическому воспитанию подрастающего поколения Академии педагогических наук СССР;

Председатель жюри детских и юношеских фильмов трех Московских международных кинофестивалей (1979, 1981, 1983);

Вице-президент Ассоциации деятелей литературы и искусства для детей и юношества Союза советских обществ дружбы;

Председатель Совета по детской и юношеской литературе СП СССР;

Член Правления Советского фонда культуры;

Заместитель Председателя Советского комитета защиты мира;

Президент Ассоциации «Мир – детям мира!»;

Заместитель Председателя Советского фонда мира;

Член Правления Фонда милосердия;

Председатель Консультативного совета и член Бюро Международной ассоциации фондов мира;

Постоянный ведущий торжественных открытий Всесоюзной недели детской и юношеской книги – «Книжкиных именин» - в столицах всех союзных республик бывшего СССР;

Почетный Председатель Обществ помощи онкологическим больным – «Любовь к жизни» и «Открытое сердце»…

И на всех этих постах Анатолий Георгиевич служил с полной отдачей сил даже, с моей точки зрения, в ущерб своей литературной работе.

Всех его добрых дел в статье не перечислить. Приведу шутливое, но доброе, стихотворение, врученное ему от имени писателей в день празднования 50-летнего юбилея.

«Любят Толю все на свете:
Любят мамы и отцы,
Любят женщины и дети
И седые мудрецы.
Не за золото успехов,
А за сердца добрый пыл.
Был бы жив товарищ Чехов,
Он бы Толеньку любил.
Ведь когда его читаешь,
Сердце жалобно щемит –
И невольно понимаешь,
Почему он знаменит.
Кто его увековечит
За большую доброту?
Он всегда кого-то лечит,
Говорит начистоту.
Помогает сил набраться
Наш любимый и родной,
Лишний раз переиздаться,
Развестись с плохой женой.
Никогда с плеча не рубит,
Не пускает в очи дым.
Он друзей сердечно любит
И поэтому любим…
До чего же он хороший!
Юный даже в пятьдесят…
Дружно хлопает в ладоши
Весь писательский отряд!»

А юные читатели, в свою очередь, возвращают любовь писателю, так много сделавшему для них, для их старших братьев и сестер, для родителей и уже для их бабушек и дедушек. Ведь он более шестидесяти лет в литературе и на достойном посту, отдавая свое сердце людям…

Алексин широко известен во многих странах. Его имя включено в Почетные списки выдающихся деятелей нынешнего столетия, изданные в США - «500 выдающихся деятелей 21-го века» (2009) и в Великобритании – «2000 выдающихся интеллектуалов 21-го века» (2007, 2010), в Словарь «Международные биографии» (2008), в «Биографический энциклопедический словарь», который включает свыше 7000 статей об исторических и современных деятелях различных стран и народов мира (2000). И этот список далеко не полный...

На задней стороне обложки вышедшей в Москве в издательстве АСТ книги «Третий в пятом ряду» написано: «Это та редкая проза, которая заставляет плакать и смеяться, учит сочувствовать, сопереживать, любить...».

Великий Достоевский считал, что Мир спасет Красота (во всех ее проявлениях и высоких значениях этого слова). Алексин добавляет: «Думаю, Мир призвана спасти и Доброта. Я, как многие служители литературы и искусства, пытался своими произведениями взрастить сердечность в душах своих читателей. Служить Детству и Доброте – самое первое наше предназначение. И если мы хотим, чтобы Доброта и Красота спасли Мир, мы должны уберечь для юных ВЕЧНОЕ и не допустить, чтобы они перепутали бессмертное с модным и мимолетным».

Анатолий Георгиевич считает себя счастливым человеком, ибо живет, как часто повторяет, ради читателей!

Татьяна Алексина


P.S.

11-го декабря 2013-го года супруги Алексины отметили «Сапфировую свадьбу», прожив в любви и согласии 45 лет, оставаясь всегда нужными друг другу, во всем помогая родным, близким, друзьям и даже незнакомым людям, нуждающимся в поддержке.

-------------------------------------------------------------------------------

НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О ТАТЬЯНЕ АЛЕКСИНОЙ

ТАТЬЯНА АЛЕКСИНА – автор книги воспоминаний «Неужели это было?..» Она – «Заслуженный работник культуры России» и «Заслуженный работник культуры Грузинской ССР».

За многолетний творческий труд ей присвоено звание «Ветеран труда»; «За долголетний добросовестный труд» она награждена медалями «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд». Она награждена редкой медалью «За мужеству в замужестве».

Татьяна – лауреат премии «Сострадание» за благотворительную деятельность. Многие годы работала ответственным секретарем Ассоциации деятелей литературы и искусства для детей и юношества Союза советских обществ дружбы, а затем в течение семнадцати лет была заместителем председателя Совета по детской и юношеской литературе Союза писателей СССР.

вверх

 

© Тексты и вся информация на сайте: Анатолий и Татьяна Алексины

© Дизайн, продвижение

и техподдержка сайта

Михаил Польский

Баннеры для обмена:



Писатель Анатолий Алексин и Татьяна Алексина. Официальный сайт.   
Писатель Анатолий Алексин и Татьяна Алексина. Официальный сайт.

С предложениями по обмену обращаться: mich.polsky@gmail.com

ДРУЗЬЯ:



Писатель Александр Каневский. Официальный сайт.  



Дом Януша Корчака в Иерусалиме. Студия наивного творчества «Корчак»