Книга
Татьяны Алексиной "Неужели это было?.."
Ася ТЕПЛОВОДСКАЯ,
Искусствовед, зам. главного
редактора журнала «Русское Эхо»
ИСПОВЕДЬ ДОЧЕРИ ВЕКА
О книге воспоминаний Татьяны Алексиной «Неужели это было?...»
Прежде чем воспоминания Татьяны Алексиной объединились в этой
книге, привлекшей к себе за небольшой срок заслуженное внимание
читателей и прессы, главы воспоминаний – тоже книгой – были
опубликованы престижнейшим московским издательством «ОЛМА-пресс».
Однако напомню, что еще до того самую первую главу воспоминаний
Татьяны нам подарила «Роман-газета», издававшаяся «Новостями
недели»: «Петербург... Петроград... Ленинград... Семьи и
судьбы». И мы, почитатели этой замечательной женщины, благодарны
тому изданию за «начальное» знакомство с «исповедью дочери
века».
Да, именно на страницах «Роман-газеты» начали путь столь
взволновавшие нас глубокие исследования целой эпохи, целого
века.
И вот передо мной с большим вкусом изданный в Иерусалиме
издательством «Скопус» том «Неужели это было?..»
По своему жанру книга близка к исторической прозе, хотя и
основывается на собственных впечатлениях. Впрочем, живое
выражение личности мемуаристки это само по себе знаковый
документ определенных лет, десятилетий... Чувство истории часто
предполагает не изолированное осознание лишь прошлого, а
прошлого по отношению к настоящему. Оно, чувство истории,
заставляет четко осознать и свое место во Времени. Так именно и
пишет Татьяна. Эмоциональные и аналитические стороны ее натуры
вступают иногда в единоборство – причем, то одно, то другое
одерживает верх, но чаще происходит слияние.
«Строки прощаний» - так называется трагедийный раздел книги.
Перед нами произведение хрустально чистого духа, доведенного до
высокой драматической напряженности. Здесь на сцене – люди, мир,
судьбы... Воспоминания эти - сгусток реальности, который
взрывается в сознании читателя.
Вечные ценности рассыпаны, как жемчужины, между створками бытия,
где только там и могут быть собраны. Автор предпринимает
отчаянную попытку одухотворить людей верой в возможность
глобальной победы добра и справедливости над жестокостью и
мракобесием.
В книге нет щелей, в которые могло бы протиснуться равнодушие.
Тем настоятельней она претендует на внимание. И, повторюсь,
завоевывает его...
У Татьяны есть особый, исключительно ее взгляд на вещи. Все
почерпнуто из собственной кладовой.
«Мои детство и юность совпали с трагическим периодом российской
действительности – страной правил Сталин», - так начинается
повествование. В его центре судьба отца Татьяны – Евсея
Фейнберга, члена коммунистической партии Германии с 1922 года,
берлинского ученого, инженера-мостостроителя. В то время многие
немцы, пережившие ноябрьскую революцию в Германии 1918 г.,
приведшую к свержении монархии, устремляли свой взор в сторону
России, где, казалось бы, рождалось первое на планете
социалистическое государство. Сведения о России они черпали из
разных источников. Наиболее достоверным им представлялась
разошедшаяся по всему миру публицистическая книга-репортаж
«Россия во мгле» Герберта Уэллса (1920 год). Книга воспроизводит
беседу Уэллса с Лениным осенью 1920 года. Уэллс так подытожил
свой диалог с вождем русской революции: «Благодаря Ленину, я
понял, что... коммунизм может быть творческой созидательной
силой». Четырнадцать лет спустя, в 1934 году, Уэллс снова
посетил Россию. Тогда он заявил, что социалистическая революция
привела не к «гибели культуры», а напротив, к ее расцвету.
«Большевики морально выше всего того, что до сих пор с ними
боролось.» - Написал он.
Ленин и Сталин сумели обмануть даже выдающегося писателя.
На таком романтико-революционном фоне развивалось политическое
мышление «немецких товарищей», пожелавших личным участием помочь
советским людям построить коммунизм. Среди них был и еврей Евсей
Фейнберг – будущий отец Татьяны. У начала дороги Евсея стоит
восторг, а в конце его ждет запоздалое прозрение. Отец Татьяны
был расстрелян по ложным обвинениям в возрасте тридцати трех
лет. На этом иллюзии завершились. В пору «оттепели» он,
естественно, был реабилитирован...
Матерью Татьяны стала потомственная дворянка, а в советское
время «лишенка» Мария Георгиевна Елчанинова. Еврей-коммунист и
дворянка образовали семью по велению сердец... Этот маленький
челн плыл до поры до времени по бурным и опасным волнам
советской действительности в атмосфере тревожного ожидания
катастрофы. Иллюзорности мечты вскоре обернулись фальшью и
невиданной до тех лет жестокостью.
В центре повествования – развитие двух антагонистических линий.
С одной стороны – западный интеллигент, идеалист-романтик,
одержимый ложной революционной идей, решившийся на резкую смену
своего устроенного положения во имя личного участия в
строительстве социалистического мира, его встреча и обручение с
потомственной дворянкой, чья семья во многих поколениях честно
служила России. С другой стороны – страшный режим доносов и
репрессий, обрушившийся на все слои общества, в особенности, на
повергнутый класс и на «подозрительных западных спецов» - с
точки зрения власти, потенциальных «вредителей». В ходе
столкновения этих двух сил происходят ужасающие, необратимые
явления. Мемуаристка, вероятно, осознавала, что слишком
старательные поиски слов часто портят достоверную речь. Лучшие
слова – это те, которые являются сами собой; они подсказаны
правдой. Именно такими словами, такими фразами написано
произведение. Язык и стиль – всегда порождение личности
талантливого автора.
А я, пожалуй, завершу на этом пересказ неизменно возбуждающих
душу сюжетов книги, дабы не перебегать им дорогу.
Воспоминания Татьяны вобрали в себя поистине бесчисленные факты,
события минувшего века, в котором биография страны соединилась с
биографиями очень многих читателей, переживших социальный
эксперимент «великих» манипуляторов судьбами народов.
Однако автор описывает не только сумраки, но и те «встречи и
расставания», которые оставили незабываемый, светлый след в
судьбах многих людей и в ее личной жизни. Это и создательница
уникальных детских театров Наталия Сац, и поэт Агния Барто –
воспитательница нашего детства, и блистательный актер-сатирик
Аркадий Райкин, и автор неувядающих «Кондуита» и «Швамбрании»,
«Великого противостояния», «Дорогих моих мальчишек» Лев Кассиль,
которому посвящена отдельная глава. Целые главы посвящены и
писателю-правозащитнику Льву Разгону, а также известной
исполнительнице лирических песен Клавдии Шульженко... Впечатляют
рассказы о главном дирижере Большого театра, а позже
художественном руководителе симфонического оркестра СССР Евгении
Светланове, о Валентине Сперантовой, которая была признана в
международном масштабе лучшей актрисой, служащей детству и
юношеству, и о нынешнем директоре знаменитого мхатовского
училища Анатолии Смелянском... Не перечислить всех выдающихся
деятелей культуры, с которыми общалась, дружила и рука об руку
служила добру Татьяна Алексина.
Реальная действительность и процесс ее осмысления предстают
перед нами с покоряющей достоверностью. Всюду, на всех страницах
повествования «о времени и о себе», сохраняются целостность,
чувственное отражение и мыслительное обобщение. Такова сущность
книги Татьяны Алексиной. Познавательная и эстетическая ценность
книги безусловна. Горечь и радость – эти перемежающиеся эмоции
сопровождают читателя от первой до последней страницы. Они
воскрешают в памяти личную биографию почти каждого из нас – от
самого сокровенного до всеобщих катаклизмов. Мемуаристка
обладает развитым чувством факта. Это дар незаурядный и не столь
частый.
Замысел Татьяны Алексиной сводился к созданию истории ее семьи,
созданию своеобразной семейной хроники. Но по мере работы над
книгой замысел расширялся. Произведение масштабно переросло
рамки истории домов Фейнбергов- Елчаниновых–Алексиных в четырех
поколениях. Оно все больше приобретало обобщающий характер: из
трагического рассказа о физическом и моральном истреблении
родных и близких в первой главе воспоминания превратились в
непримиримое осуждение всего сталинского режима, истреблявшего
миллионы самых лучших, самых достойных. И одновременно книга
обогатила нас бесценным знакомством с теми, кто может стать
высоким образцом мужества, талантливости, благородства.
«Воспоминания» эти – нечто гораздо большее, чем автобиография.
Книга приобретает значение исторического документа. Успех
«Воспоминаний» в их проникновенном внутреннем содержании: они
стали исповедью дочери века.
|