Недилетантская зрелость речи вкупе со сжатостью мысли и
авторского изложения событий способствовали ускоренному бегу
сюжетного времени. Отыскав собственную, еще никем не проторенную
тропу, автор своим редкостно лаконичным письмом доказывает
возможность сочетания конфликтно-повествовательного полотна
романизированной мемуаристики с четко выраженной фабулой.
"Уходит из жизни мое поколение, родившееся в конце двадцатых или
начале тридцатых годов - уже! - прошлого века..." - так обыденно
начинается рассказ о временах, когда в пламени
послереволюционного тоталитарного режима сгинули тысячи
прекрасных и талантливых людей, оказавшихся не ко двору в новых
условиях.
...Начало двадцатых годов. Молодой берлинский инженер, идеалист
и романтик, под влиянием Октябрьской революции в России покидает
Германию и отправляется в страну Советов, чтобы личным трудом
помочь строить первое в мире социалистическое государство. На
другом полюсе повествовательного пространства - потомственная
дворянка, семья которой, являвшая собой галерею кавалеров
Георгиевских крестов всех статей, в силу революционной логики
почти полностью истреблена или загнана в тупик.
Немецкий коммунист Евсей Фейнберг и бывшая дворянка, а теперь
"лишенка" Мария Елчанинова вскоре встретятся, чтобы вступить в
нетипичные брачные отношения. Так на свет появится Татьяна -
будущий автор "Воспоминаний".
После убийства Кирова иностранный "спец", с воодушевлением
работающий на советскую власть, и сникшая до нищенки бывшая
дворянка попадают в водоворот большевистского террора. Евсей
Фейнберг гибнет в мясорубке репрессий, направленных против
"вредителей, саботажников, врагов народа". Именно
здесь глубинный сюжетный конфликт вызывает наивысшее напряжение
действия. Автором движет потребность души поведать о
впечатлениях детства и юности. Самовыражение личности вырастает
в индивидуализированный документ эпохи. На фоне судеб Фейнбергов
- Елчаниновых вырисовывается драматическая картина бесприютного,
полуголодного существования беззащитной девочки, показано
развитие ее личности в исторических обстоятельствах, цинично
названных апологетами гегемона "оптимистической трагедией".
Отталкиваясь от простодушия своей героини, писательница делает
ключевым в изображении процесса ее мышления шиллеровское понятие
"наивность". Немецкий классик в своих размышлениях доводит
понятие "наивность" до инстинктивного следования
безыскусственности природы и способности к непредвзятому
постижению мира. Сегодня автор-рассказчик, придерживающийся этой
эстетики, стремится исключить из повествования заданность и
ангажированность.
Современного читателя, уже изучившего и Октябрьскую революцию, и
ее трагедийные последствия, "интригует" не столько фактическая
сторона жизни людей тех лет, сколько их психология, казалось бы,
навсегда утраченные нюансы переживаний. В этом смысле образная
система автора воспоминаний дает богатую пищу для новых
размышлений, углубляющих наше представление о той поре.
Дидро утверждал, что писатель не должен специально наделять умом
своих персонажей - надо просто увидеть их в таких
обстоятельствах, которые заставляют их мыслить. Именно это и
делает Татьяна Алексина. Эпизодические персонажи, не умеющие
философствовать, представляют собой ценнейший материал для
философии: любое их высказывание - всегда живое, удивительное,
волнующее, трогательное, неожиданное.
Автор успешно опровергает стереотипное представление о том, что
время одномерно, асимметрично и необратимо, что все изменения в
мире происходят от прошлого к будущему. Взгляд из будущего,
обращенный в прошлое, - сложный прием повествования - отражает
нестандартный тип мышления.
Повествование разделено на две части. Первая - экспозиционная,
изображающая жизнь персонажей старшего поколения в период,
непосредственно предшествующий завязке и развертыванию
конфликта-противоборства между действующими силами - характерами
и обстоятельствами. Вторая - "Ретродневник Тани", в котором
меняется обжитое пространство, а событийное время сливается с
бытовым до неразличимого единства. Однажды случившееся -эпизоды
преподносятся в имперфекте, обозначая длительное действие в
прошлом, - одновременно служит суммарным рассказом о прошедшем
этапе. В этом заключен секрет краткости "Воспоминаний".
Стиль, подача событий очень напоминают знаменитый "Дневник Анны
Франк". Усиливающие выразительность аскетизм и сдержанность речи
позволяют населить произведение рельефно изображенными
персонажами. Это не безликое, безымянное и прозрачное нечто,
обозначаемое при помощи местоимений "он", "она". У каждого
персонажа есть характер, а также прошлое, сформировавшее это
лицо. Таковы первая учительница Тани Галина Наумовна и
заведующая детским садом Полина Николаевна, классный
руководитель Софья Павловна Подкопаева, тетя Оля, друзья семьи
Фейнберга - Елчаниновой - Петя Северов, Анатолий Щеголь, брат
Таниной мамы Владимир Георгиевич... Любой персонаж здесь
обладает индивидуальностью, но в то же время является
обобщением, органично вписывающимся в историческую панораму.
В книге много захватывающих, волнующих, драматических перипетий.
Сюжетные ожидания и неожиданности, которые автор предлагает
нетерпеливому читателю, - свидетельства умения выстраивать
архитектуру рассказа. Читатель увлечен напором событий, но
ставится перед потребностью осмысления событий.
Обманчивая неискушенность мемуаристки на самом деле оборачивается снайперской писательской точностью, позволяющей
читателю вживаться в "я" действующих лиц, чтобы судить об эпохе
их глазами и их сердцем. Участница и внимательная свидетельница
описываемых событий Татьяна Алексина создала незабываемое и
пронзительное произведение - документально-художественное
выражение своего времени.
См. также:
ВОСПОМИНАНИЯ ТАТЬЯНЫ АЛЕКСИНОЙ
1.
«Неужели это было?...»
(скачать
и прочитать книгу)
2.
«Семьи и судьбы»
(в книге «Террор на пороге.»)
3. «Иду
по дороге прошлого...»
(о романе
«Сага о Певзнерах» и повести
«Ночной обыск»)
4. «Так устроена жизнь»
(о рассказе «Счастливые
часов не наблюдают...»)
5.
«Прости меня, мама...»
( о трилогии «В
тылу как в тылу»
) 6. «Жить только собой?..»
(о повести «Безумная» Евдокия»)
7. «Когда
б вы знали...»
(о рассказах
«Мертвое
море» и «Виктория»)
8. «Смертоносные
рейсы» (о рассказе
«Лимузин
тронулся...») 9. ПОВЕСТИ АНАТОЛИЯ АЛЕКСИНА И
ЖУРНАЛ «ЮНОСТЬ»
10.
Выстраданная
правда произведений Анатолия Алексина
11.
Письма
внучке
12. Анатолий Алексин
и его литературное наследие (К
90-летию писателя)
13.
«ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ…»
Спустя столетия о судьбе русского дворянского рода Елчаниновых
|