На главную сайта

Повести, романы, рассказыКниги на русском языкеКниги на иностранных яхыкахПьесы и фильмыИз публицистики
Награды, звания, энциклопедииФотографииОтзывы и автографы
Татьяна АЛЕКСИНА

Семьи и судьбыКнига "Неужели это было?"Презентации книгОтзывы критиков и читателейСтихиФотографии

Татьяна Алексина "Семьи и судьбы" (в книге "Террор на пороге")
 

Таня с родителями. Москва, осень 1933 года
Таня с родителями. Москва,
осень 1933 года

Галина Агаронова
Ценный документ времени

О воспоминаниях Татьяны Алексиной
См. также:

Бертольт Брехт заметил, что писатель-реалист не избегает и не исключает безобразное явление. Но он и не ограничивается безобразием, он преодолевает его – двояко. Во-первых, эстетикой воплощения (не приукрашивание и не лакировка). Во-вторых, тем, что представляет его как общественный феномен.

Бывает большое искусство и искусство малое, низкое и высокое искусство, - но нет искусства красивого и безобразного. Об этом подумалось мне, когда я читала мемуарное произведение «Строки прощаний… Семьи и судьбы" (в книге "Террор на пороге")» Татьяны Алексиной (А.Алексин, Т.Алексина – «Семьи и судьбы" (в книге "Террор на пороге")» - рассказы, воспоминания, Москва, Олма-Пресс, Образование, 2004г., стр.205-285).
В своей работе Татьяна Алексина опирается на ту часть действительности, которая находилась в её поле зрения, на собственные непосредственные впечатления и воспоминания. Она создала ценный документ времени сталинского тоталитаризма и террора. Это произведение близко к созданию характеров не столько в художественной литературе, сколько в портретной живописи. Свои портретные штрихи автор выводит из документов и живых впечатлений, когда сознание играет неизмеримо большую роль, чем подсознание. Т.Алексина контролирует свою работу сознания. Нас привлекает в ней то прилежание, с каким она выкапывает из курганов истории столь много значащие детали, а также острый глаз, позволяющий отобрать столь много значащие мелочи, которые создают образ, характер. Воссозданный образ в той или иной мере окрашен индивидуальностью автора, непосредственного участника событий. Но это не искажает натуральные цвета героя. Главное для Т.Алексиной – верность истине. Она всё впитывает, всё просеивает. Она подавляет в себе личные эмоциональные порывы, предрассудки и пристрастия, но притом остаётся правдивой. Писательница не сопротивляется лишь магнетическому току, исходящему от живого оригинала. Она ничего не упускает, её вдохновляет врождённая приверженность истине. Характер главного героя – отца Татьяны Алексиной высококвалифицированного инженера Евсея Фейнберга, немецкого коммуниста-идеалиста, пустившегося в дорогу на Восток, чтобы помочь Стране Советов строить социалистическое общество, и обретшего свою могилу в ГУЛАГе. Перед моим мысленным взором долгое время после прочтения книги стоял портрет этого великомученика с понурившейся фигурой и многострадальным лицом. Изумляешься искусству Т.Алексиной, воскресившей для нас, читателей, внешний облик и внутреннюю сущность чистого и восторженного человека, блудного сына своего трагедийного двадцатого века. Секрет заключается в магическом сочетании бескомпромиссной правды и неизбывного личного горестного чувства мемуаристки, испытавшей все драматические последствия романтического порыва своего отца, человека чести и высокого достоинства, столкнувшегося с хамелеоньей рожей советской действительности, с иллюзорным строительством т.н. социализма, с атмосферой повального террора и репрессий. В произведении обсуждаются вопросы, тревожащие гражданскую совесть.
Создавая характеры членов семьи Елчаниновых-Фейнбергов и окружавших их людей, писательница отбирает те или иные черты и неустанно их подкрепляет новыми деталями, разными выразительными подробностями вплоть до речевой характеристики – особой гарантии жизненной достоверности.
Верность деталей – главный признак творчества Т.Алексиной. её деталь проясняет и обнажает сущность эпохи, страны, времени. Её деталь характерологична и экспрессивна. Мастерство детализации помогает автору нарисовать правдивую картину жизни покинутой нами страны. Мемуаристка остро воспринимает случившееся в подсознании. Жизненность образа идёт от подсознания, которое инстинктивно снабжает сознание нужным материалом. Многие страницы мемуаров появились из кладовой подсознания в ответ на призыв сознания или направляющей мысли Татьяны Алексиной. Живописуя характеры, писательница побуждает людей думать и чувствовать. Всё это требует выражения, и тогда автор начинает освобождать себя с помощью написанных слов.
Произведение Т.Алексиной выявило замечательные способности сочинительницы: проницательность, наблюдательность, глубокое понимание людей и человеческих отношений и многие другие достоинства. «Воспоминания: строки прощаний» покоряют одновременно мощью и лиризмом своих размышлений. Полные жизни и смысла «Воспоминания» захватывают своей темой. Они отмечены высоким показателем энергетического уровня. Как выразить тему – этот вопрос решается сам собой. Срабатывает бессознательно накопленный опыт и запас впечатлений. Впрочем, достаточно широко видеть, глубоко чувствовать и суметь из пережитого и перечувствованного лепить то, что будет жить своей, новой и значительной жизнью. Произведение Т.Алексиной прошло испытание временем.

* * *

См. также:
ВОСПОМИНАНИЯ ТАТЬЯНЫ АЛЕКСИНОЙ

1.  «Неужели это было?...» (скачать и прочитать книгу)
2.
«Семьи и судьбы» (в книге «Террор на пороге.»)
3. «Иду по дороге прошлого...»  (о романе «Сага о Певзнерах» и повести «Ночной обыск»)
4. «Так устроена жизнь» (о рассказе «Счастливые  часов не наблюдают...»)
5. «Прости меня, мама...»
( о трилогии «В тылу как в тылу» )
6. «Жить только собой?..»
(о повести «Безумная» Евдокия»)
7. «Когда б вы знали...»  (о рассказах «Мертвое море» и «Виктория»)
8. «Смертоносные рейсы»  (о рассказе «Лимузин тронулся...»)
9.
 
ПОВЕСТИ АНАТОЛИЯ АЛЕКСИНА И ЖУРНАЛ «ЮНОСТЬ»
10. Выстраданная правда произведений Анатолия Алексина
11. Письма внучке

12. Анатолий Алексин и его литературное наследие
(К 90-летию писателя)
13.
«ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ…» Спустя столетия о судьбе русского дворянского рода Елчаниновых

вверх

 

© Тексты и вся информация на сайте: Анатолий и Татьяна Алексины

© Дизайн, продвижение
и техподдержка сайта
Михаил Польский

Баннеры для обмена:

Писатель Анатолий Алексин и Татьяна Алексина. Официальный сайт.   
Писатель Анатолий Алексин и Татьяна Алексина. Официальный сайт.
С предложениями по обмену обращаться: mich.polsky@gmail.com

ДРУЗЬЯ:

Писатель Александр Каневский. Официальный сайт.  



Дом Януша Корчака в Иерусалиме. Студия наивного творчества «Корчак»